Панель настройки шрифта

Размер текста:
Цвета сайта:

Настройки шрифта

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Настройки интервала:

Выберите интервал между буквами: Стандартный Средний Большой

Закрыть окно настроек Вернуть стандартные настройки

 


Институт педагогический

Адрес: ул. Студенческая, 14, корп.2, к.274
т. (4722) 30-12-80, 30-12-81
Директор Педагогического института –  Тарабаева Виктория Борисовна
доктор социологических наук, профессор
e-mail: Tarabaeva@bsu.edu.ru
Положение об институте (утв. 30.05.2013)
Объявления и события
Web-сайт
Общественный совет по развитию педагогического образования

Дирекция

Заместитель директора по учебной и воспитательной работе - Хорева Олеся Михайловна,
т. (4722) 30-18-23, e-mail: Khoreva@bsu.edu.ru
Заместитель директора по научной и международной деятельности - Шатохин Иван Тихонович,
т. (4722) 30-18-54, e-mail: Shatohin@bsu.edu.ru
Заместитель директора по координации деятельности с образовательными организациями – Патокина Нина Ивановна,
т. (4722) 30-13-00 * 28-28, e-mail: Patokina@bsu.edu.ru

История института

В 2013 году был образован Педагогический институт НИУ «БелГУ» с целью создания единой структуры, аккумулирующей материально-технические и кадровые ресурсы в сфере образования, объединивший все основные факультеты, готовящие будущих учителей. Создавая Педагогический институт, основной целью стало не просто объединить факультеты, а создать качественно новое образование, направленное на формирование личности педагога.

На момент создания в состав института входят пять факультетов (факультет физической культуры; факультет дошкольного, начального и специального образования; историко-филологический факультет; факультет математики и естественнонаучного образования; факультет иностранных языков), 22 кафедры (17 выпускающих), научно-образовательный центр «Ресурс», 3 научно-исследовательских лаборатории и Центр педагогики М. Монтессори.

В 2013 году начинается реализация проекта «Школа НИУ «БелГУ», который нацелен на выявление и целенаправленный отбор учащихся школ города Белгорода и Белгородской области, проявивших склонности к изучению отдельных предметов. В работе школы принимают активное участие преподаватели факультета математики и естественнонаучного образования.

В декабре 2013 года создается образовательный центр «Полиглот».

С 1 сентября 2014 года в состав Педагогического института вошел факультет психологии.

В 2014 году решением ученого совета НИУ «БелГУ» и последующим приказом ректора создан Общественный совет по развитию педагогического образования и утвержден его состав, в который вошли представители ректората университета, его выпускники, ныне возглавляющие образовательные организации. Деятельность совета направлена на повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей через привлечение в образовательный процесс социальных партнеров и представителей работодателей.

С 2015 года в институте организован Учебно-методический ресурсный центр (УМРЦ) для внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих формирование у студентов необходимых профессиональных компетенций.

Преподаватели и студенты получают в ресурсном центре свободный доступ к информационным и электронным образовательным ресурсам, дидактическим материалам, обучающим программам. На базе центра проводятся практические занятия со студентами, магистрантами, обучающимися Школы НИУ «БелГУ», организуются встречи с передовыми учителями школ города Белгорода.

Сегодня Педагогический институт является продолжателем лучших традиций педагогического образования Белгородской области.

Институт сегодня

Главной задачей Педагогического института является подготовка квалифицированных специалистов, бакалавров и магистров для осуществления профессионально-педагогической деятельности в соответствии с современными потребностями общества и тенденциями развития системы образования страны и региона.

Выпускники факультетов Педагогического института по направлениям подготовки и специальностям должны уверенно занимать ключевые учительские и преподавательские позиции в учреждениях общего и дополнительного образования, быть способными к созданию и организации альтернативных форм дошкольного, начального и среднего школьного образования и качественно решать проблемы данных уровней образования в регионе.

Выпускники призваны эффективно решать любые профессиональные задачи, соответствовать высокому стандарту подготовки Педагогического института Белгородского государственного национально исследовательского университета и требованиям отраслевых, соответствующих профессии запросов.

Институт сотрудничает с Департаментом образования Белгородской области и образовательными учреждениями Белгородской области, Управлением физической культуры и спорта Белгородской области, Управлением физической культуры и спорта администрации г. Белгорода, Управлением культуры Белгородской области, Департаментом внутренней и кадровой политики Белгородской области, Белгородским государственным историко-краеведческим музеем, Белгородским государственным литературным музеем, Белгородским государственным историко-художественным музеем-диорамой «Курская битва. Белгородское направление», Белгородским государственным музеем народной культуры, Государственным архивом Белгородской области, Государственным архивом новейшей истории Белгородской области, ОГБУ «Белгородский областной ресурсно-консультационный центр по работе с семьёй и детьми»; «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения»; УФСИН и УМВД Белгородской области.

В институте работает более 350 преподавателей, из них более 40 докторов и более 200 кандидатов наук, а также член-корреспондент УО РАН Андрей Владимирович Головнев. Контингент студентов насчитывает более 5000 студентов и аспирантов по всем формам обучения, из них более 2300 – очной формы обучения и более 2800 – заочной и очно-заочной формам обучения.

Обучаются студенты как из стран дальнего зарубежья, таких как Ангола, Ирак, Оман, Эквадор, Боливия, Бурунди, Болгария, а также из стран СНГ (Армения, Украина, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Молдавия).

Структура

Кафедра педагогики

Адрес: ул. Студенческая, 14, корп.1, к.212
т. (4722) 30-18-70
И.о. заведующего кафедрой – Шеховская Наталья Леонидовна
е-mail: shehovskaya@bsu.edu.ru

Кафедра педагогики, созданная в 1940 году как самостоятельное учебно-научное подразделение Белгородского государственного учительского института, осуществляет образовательную деятельность для обучающихся педагогических и непедагогических направлений подготовки.

В настоящее время на кафедре осуществляют педагогическую деятельность 7 докторов наук, 12 кандидатов наук, 7 профессоров, 12 доцентов, 3 ассистента.

В 2016 году на кафедре педагогики открыта магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование «Управление в сфере образования».

На кафедре разрабатываются следующие перспективные научные направления педагогических исследований:

  • профессионально-педагогическая культура (рук. – д.п.н., проф. И.Ф. Исаев);
  • социально-экологическое образование (рук. – д.п.н., проф. В.С. Шилова);
  • духовно-нравственное воспитание личности (рук. – д.п.н., проф. Шеховская Н.Л.);
  • социально-профессиональное самоопределение личности (рук. – д.п.н., проф. В.Н. Кормакова);
  • развитие исследовательского потенциала школьников (рук. – к.п.н., доц. Г.В. Макотрова);
  • воспитательное пространство региона как условие социально-педагогической защиты детей (рук. – к.п.н., доц. В.Л. Холод).

Учебно-методический ресурсный центр

Адрес: ул. Студенческая, 14, корп.4, к.102, 108
Кабинеты: естественнонаучного направления и
профессионально-педагогического, гуманитарного направления
Координатор работы центра – Патокина Нина Ивановна

Учебно-методический ресурсный центр (УМРЦ) организован для внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих формирование у студентов необходимых профессиональных компетенций.

Деятельность УМРЦ осуществляется по нескольким направлениям:

  • формирование информационной базы данных по ресурсному обеспечению современных образовательных технологий;
  • создание учебно-материальной базы для реализации практико-ориентированного подхода в образовательном процессе;
  • разработка и внедрение новых элементов содержания профессионального образования и педагогических технологий на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями и Белгородским институтом развития образования.

В ресурсном центре преподаватели и студенты получают свободный доступ к информационным и электронным образовательным ресурсам, дидактическим материалам, обучающим программам.

В кабинете естественнонаучного направления сосредоточено учебно-лабораторное оборудование для организации практических занятий по частным методикам, специализированное оборудование для организации школьного лабораторного эксперимента и научно-исследовательской работы студентов.

Наличие современной цифровой лаборатории позволяет студентам осваивать инновационные технологии проведения уроков по естественнонаучным дисциплинам в профильных классах школы.

Кабинет профессионально-педагогического и гуманитарного направления предоставляет возможность использования на занятиях частных методик полный комплект школьных учебников в соответствии с утвержденным Министерством образования перечнем учебников, электронный банк данных актуального педагогического опыта и материалов из опыта работы учителей региона.

Техническое оснащение УМРЦ предоставляет преподавателям и студентам возможность выбора современных образовательных технологий.

Оба кабинета подключены к локальной сети университета с выходом в интернет, оборудованы комплектами мультимедийного оборудования, имеют интерактивные доски, ноутбуки для индивидуальной и групповой работы.

На базе УМРЦ проводятся практические занятия со студентами, магистрантами, обучающимися Школы НИУ «БелГУ», организуются встречи с передовыми учителями школ города Белгорода.

Учеба в институте

Институт ведет образовательную деятельность в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Образовательный процесс строится на основе компетентностного подхода, имеет практико-ориентированный характер, что обеспечивает подготовку выпускников к выполнению всего спектра профессиональных функций.

Профессиональная подготовка студентов осуществляется в соответствии с европейскими стандартами непрерывного трехуровневого высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Обучение ведется по трем формам: очной, очно-заочной и заочной. Срок обучения студентов по очной форме обучения 4 года и 5 лет; по заочной – 5-6 лет. Срок обучения в магистратуре 2 – 2,5 года.

Для того чтобы учеба студентов была более успешной, преподаватели института используют современные образовательные технологии с применением электронных образовательных ресурсов, методов активного обучения, метода проектов, технологии развития критического мышления. С бакалаврами и магистрами работают опытные специалисты-практики, а также известные отечественные и зарубежные учёные.

Каждый факультет осуществляет подготовку будущих учителей по своим направлениям.

В течение ряда лет студенты института демонстрируют глубокие знания по педагогике и психологии и специальным дисциплинам, подтверждением этому является их успешное участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Во время обучения большое внимание уделяется педагогической практике. Все виды педагогической практики проходят в образовательных учреждениях разных уровней и типов, которые являются стажерскими или экспериментальными площадками муниципального, регионального или федерального уровня.

Наука в институте

Научные исследования в Педагогическом институте имеют богатые традиции, высокие достижения и ведутся по широкому спектру направлений. Получили признание среди научного сообщества такие научные направления, как:

  • Профессиональная педагогическая культура, руководитель – проф. И.Ф. Исаев;
  • Адаптивное моделирование в живых и неживых системах, руководитель – проф. Л.К. Бусловская;
  • Изучение языка и жанра семейных родословных, руководитель – проф. В.К. Харченко;
  • Инновационная деятельность педагогических коллективов, руководитель – проф. Т.Н. Разуваева;
  • Классическая и византийская традиция, руководитель – проф. Н.Н. Болгов;
  • Когнитивно-семиологическая лингвокультурология, руководитель – проф. Н.Ф. Алефиренко;
  • Дифференциальные уравнения, теория чисел и их приложения, руководитель – проф. А.П. Солдатов;
  • Культуролого-акмеологический подход в сфере физической культуры, руководитель – проф. Ф.И. Собянин;
  • Поликультурная идентичность и проблемы языковой категоризации, руководитель – проф. А.П. Седых;
  • Физическое воспитание в системе дошкольного, общего среднего и высшего образования, руководитель – проф. Л.Н. Волошина;
  • Теория вероятностей, теория чисел и их приложения, руководитель – проф. С.А. Гриценко;
  • Эволюция сословной структуры Российской империи (на примере Центрального Черноземья), руководитель – проф. В.А. Шаповалов.

В рамках Педагогического института действуют научные центры и лаборатории:

  • Научно-исследовательская лаборатория исторической антропологии, руководитель – чл.-корр. РАН А.В. Головнёв;
  • Научно-образовательный центр «Ресурс», руководитель – проф. И.Ф. Исаев.

Ученые института составляют основу диссертационных советов, действующих на базе университета, по педагогическим, физико-математическим, филологическим, историческим наукам.

Руководителями и членами редколлегий серий журнала «Научные ведомости БелГУ», входящего в список ВАК РФ, являются ведущие ученые института: В.А. Шаповалов, В.Б. Тарабаева, И.Ф. Исаев, А.П. Солдатов, Н.Н. Болгов, И.В. Батлуцкая, О.М. Пенкин, И.А. Нагорный, В.В. Гребнева, И.Т. Шатохин. С 2014 года совместно с Университетом штата Теннесси (США) стал издаваться на русском и английском языках сетевой журнал «TRACTUS AEVORUM: Эволюция социокультурных и политических пространств».

Нашими партнерами в проведении научных исследований и проектов являются: Университет штата Теннесси (США), Бременский университет (Германия), Университет Сержи-Понтуаз (Франция), Везувианский институт гуманитарных и археологических исследований (Италия), Государственный педагогический университет (Вьетнам), Киргизский государственный университет им. И. Арабаева (Киргизия), Западно-Казахстанский инженерно-гуманитарный университет (Казахстан) и другие.

Ежегодно в Педагогическом институте проходят международные конференции, многие из которых стали традиционными: Белгородский диалог; Кондаковские чтения; Классическая и византийская традиция и другие.

Международная деятельность

Педагогический институт НИУ «БелГУ» ставит своей целью интегрирование в международное пространство, предполагая эффективное сотрудничество с зарубежными организациями и учреждениями в научно-образовательной, научно-методической, социально-культурной и физкультурно-спортивной деятельности. Педагогический институт имеет договоры о сотрудничестве с ведущими вузами США, Германии, Франции, Италии, Вьетнама, Украины, Киргизии, Казахстана, Армении, Беларуси и др.

Факультеты и кафедры института реализуют совместные образовательные программы в рамках сетевого Университета ШОС по соглашениям с Киргизским государственным университетом им. И. Арабаева и Ошским государственным университетом (оба – Киргизия). Разрабатывают совместные образовательные программы с партнерами в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко (Молдова), Западно-Казахстанском инженерно-гуманитарном университете (Казахстан), Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова (Казахстан). Реализация этих проектов позволит существенно расширить программы академической мобильности студентов, магистрантов и преподавателей; создаст условия для признания диплома Педагогического института НИУ «БелГУ» за рубежом; будет способствовать внедрению Приложения к диплому, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании.

Совместные студенческие школы уже стали традицией в деятельности кафедр института. В 2015 году была проведена Международная студенческая школа по истории «Проблема идентичности в античных текстах» (совместно с Бременским университетом).

Совместным проектом, направленным на продвижение научных достижений ученых института в международное научное информационное пространство, является издание при поддержке коллег из Университета штата Теннесси (США) сетевого журнала «Tractus Aevorum: эволюция социокультурных и политических пространств».

Ученые Педагогического института являются членами редколлегий зарубежных научных журналов: проф. Л.Н. Волошина в журналах ВАК Украины – «Имидж современного педагога» (Полтава) и «Педагогический поиск» (Мелитополь); проф. В.В. Гребнева – в журнале «Year book of Eastern Europe and Studies» Русско-польского института (г. Вроцлав, Польша); проф. И.Т. Шатохин в журнале «Вестник ХНУ им. В.Н. Каразина. Серия История» (Украина, Харьков). Проф. Собянин Ф.И. и доц. Никулин И.Н. участвуют в деятельности Международной Федерации Физического воспитания (FIEP).

Академическая мобильность

Академическая мобильность научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов и студентов является одной из приоритетных задач в деятельности Педагогического института. Ее развитие связано с расширением и укреплением международных контактов факультетов и кафедр института. Все договоры о сотрудничестве с зарубежными вузами предполагают реализацию различных видов академической мобильности на паритетных началах.

Наиболее интенсивный академический обмен сложился в сотрудничестве с Бременским университетом (Германия) и Университетом Сержи-Понтуаз (Франция). Ежегодно студенты выезжают в Бремен, Сержи-Понтуаз и приезжают в Белгород для обучения по различным образовательным программам. С 2015 года реализуются программы академического обмена с Киргизским государственным университетом им И. Арабаева, Ошским государственным университетом (Киргизии). Студенты, магистранты и аспиранты института выезжают на краткосрочные языковые курсы, студенческие школы в университеты США, Великобритании, Франции, Германии, Бельгии. Преподаватели и студенты историко-филологического факультета ежегодно проходят стажировки на базе Везувианского института исторических и археологических исследований (Италия).

Ученые института (проф. Солдатов А.П., проф. Болгов Н.Н., проф. Седых А.П., Аматов А.М., проф. Алиференко Н.Ф., проф. Собянин Ф.И., доц. Никулин И.Н., доц. Василенко В.В., доц. Гребнева В.В., Болгова А.М., доц. Ситникова М.А., доц. Семичева Е.А. и др.) развивают научную академическую мобильность, участвуя в научных конференциях, симпозиумах, семинарах в ведущих научных центрах мира. Профессор кафедры филологии Н.Ф. Алефиренко по приглашению Университета им. Адама Мицкевича (Познань, Польша) на протяжении трех месяцев осенью 2016 года читал лекции для польских студентов по русской филологии.

Ежегодно в институте читают авторские курсы, ведут занятия и мастер-классы преподаватели из зарубежных вузов-партнеров: Бременского университета (Германия), Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина (Украина), Фонда Роберта Боша (Германия), Государственного педагогического университета г. Хошимина (Вьетнам) и др.

Социальная сфера

Большое внимание в Педагогическом институте уделяется социально-воспитательной работе, которая проводится в различных формах и по разным направлениям.

На всех факультетах института действуют Студенческие советы, формируемые на ежегодном общем собрании обучающихся факультета. Члены студенческих советов организуют, активизируют и включают студентов в дела факультета, института, университета, координируют реализацию важных направлений деятельности института.

Жизнь студентов Педагогического института многогранна и насыщенна, не ограничивается посещением только лишь аудиторных занятий и выходит далеко за рамки учебных аудиторий.

Вместе с кураторами студенты посещают Ботанический и Зимний сады НИУ «БелГУ», концерты художественной самодеятельности, областную филармонию, театр, выставочные залы, а так же участвуют в играх КВН, смотрах и конкурсах, таких как: «Посвящение в студенты», «Мистер и Мисс факультета», «Последний звонок», «Смотр талантов первокурсников» и т.д.

Студенты института являются активными членами университетских творческих коллективов: студии современного танца «DanceХаос», шоу-группы «Эксклюзив», вокально-хореографической группы НИУ «БелГУ» «31-й Регион», академического хора и др.

На факультете дошкольного, начального и специального образования регулярно организуются сменные выставки художественного творчества студентов, обучающихся по профилю «Изобразительное искусство» – картин, скульптур, изделий из папье-маше, оригами и др.

Все чаще студенты института становятся участниками университетских игр, таких как: «Мафия», «Communication», «Зарница» и другие. Следует отметить, что студенты института не только участвуют, но и занимают призовые места.

Волонтеры института оказывает посильную помощь всем тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации; проводят встречи с ветеранами, которым оказывается различного рода помощь; принимают активное участие в традиционной акции «Теплым словом, добрым делом» и благотворительных акциях для подопечных подшефных детских домов.

Неотъемлемой частью воспитания и обучения становятся учебные экскурсии в места славного прошлого Белгородчины, России, (Прохоровка, Поныри, Дивногорье, Тула, Москва, Санкт-Петербург и др.) и зарубежья.

Серьезное внимание уделяется адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности в ВУЗе. Постоянно проводятся кураторские часы, беседы по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекций, а также соблюдению законодательства РФ, нормативных актов НИУ «БелГУ».

Студенты принимают участие в спортивных университетских соревнованиях. Спортивная жизнь студентов организуется в секциях Учебно-спортивного комплекса Светланы Хоркиной. Призовые места занимают студенты института, принимая участие в командных первенствах по баскетболу, футболу, волейболу, шахматам, плаванию, легкой атлетике и т.д. Факультет физической культуры постоянно организует встречи со знаменитыми спортсменами и людьми, пропагандирующими здоровый образ жизни.

Большое внимание уделяется «Дням здоровья» в институте, насыщенная программа которых вовлекает практически каждого студента института.

В институте проводится большая профориентационная работа, осуществляется помощь в трудоустройстве выпускников посредством сотрудничества со среднеобразовательными учреждениями в ходе педагогической практики.

За достижения в учебе, участие в общественно-полезной деятельности, активную научную и спортивную деятельность студенты награждаются стипендиями Ректора НИУ «БелГУ», Губернатора Белгородской области, Президента РФ и Правительства РФ, Фонда «Поколение» и др.


Информацию предоставила О.М.Хорева 29.01.2017

Назад в раздел